laurenziana: (Default)
[personal profile] laurenziana

Пусть оно будет снобизм - выискивать неведомых тружеников барочного фронта, в то время как и десятая часть Баха еще не прослушана.Тем не менее, при всем уважении к Баху, есть у меня стойкое ощущение, что любимая мной французская школа не так известна, потому что менее распиарена, и на то есть свои причины, в основном внемузыкальные.

Однако отчасти барочные французы сами виноваты - не тем, что были хуже, а тем, что упорно прокладывали свой, особый путь, очень разборчиво относясь к итальянским иностранным веяниям, чтоб никто их не мог заподозрить в подражании. Ведь с этими итальянскими сиренами как - это только кажется, что они сладкозвучны и безобидны, а на самом деле только протяни сей могучей прожорливой культуре палец - цоп, и проглотила, и поглотила тебя с потрохами :)
Французы дольше всех сочиняли новый репертуар для моих любимых виолы да гамба и клавесина, на клавесине вообще играли вплоть до самой революции, когда прочие уже вовсю колотили по всяким предшествующим фортепиано молоточковым ужасам. Зато французы сразу пересели за приличный инструмент (и правильно, экспериментировать лучше на кошках немцах да австрияках).
Blanchet Homme
Неизвестный, 1752. Луи-Габриэль Бланше.
Просто красивый современник героя.


А если новый инструмент был хорош, то потихоньку принимался и сосуществовал параллельно со старым. Как было и с виолончелью. Жан-Батист Масс (или Массе) - один из первых французских композиторов, писавших для сольной виолончели (и континуо). Известно о нем очень мало, даже новый Гроув не удостоил его ни единой строчки. Годы жизни - примерные (ок 1700 - ок 1757) выводятся из информации на издании его нотных опусов и из зарплатной ведомости "Комеди Франсез", в чьем оркестре он работал. Композитор был также басистом в струнном оркестре французских королей "24 Violons de Roy", а стало быть, принадлежал к числу самых высокопрофессиональных и высокооплачиваемых музыкантов королевства.
На youtube можно найти сонату из Первой книги, посвященной господам Французским Комедиантам, которую записали Ricercar Consort для своего сборника французской виолончельной музыки Les Prétentions du Violoncelle. Здесь же будет немного музыки из Второй книги, посвященной господину Годьону де Ле Гранжу, советнику Парламента и, видимо, меценату композитора. Исполняет Brandywine Baroque, коллектив из Делавэра of all places :) (Зря Уильям Кристи так уж честит своих соотечественников, есть и там умеющие люди).
Кстати, композитором предусмотрено, что сонаты можно исполнять на любых басовых инструметах - виолах и даже фаготах. Действительно, представить в главной роли виолу да гамба тут довольно легко.


Profile

laurenziana: (Default)
laurenziana

June 2014

S M T W T F S
1234567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 16:46
Powered by Dreamwidth Studios