Mar. 14th, 2014

laurenziana: (Default)
Вернулась из Италии. Фотоаппарат не брала принципиально - что уж я буду фотографировать своим плохим агрегатом и кривыми руками то, что существует в хорошем качестве и большом количестве в сети.
Венеция, куда я не очень и хотела, неожиданно оказалась очень уютной - что-то вроде одного большого дома с узкими улочками-коридорами. Наверное, потому, что машин там нет и не может быть. Ну и вода, конечно - благодаря тому, что много отражений, ощущения клаустрофобии тоже не возникает. Светло опять же. Удивительное место, такое насквозь искусственное, с одной стороны, но созданное для жизни и поэтому живое.

Во Флоренции благодаря знакомым фамилиям в названиях улиц и палаццо вообще чувствовала себя как дома. Немного похоже на то, как когда впервые после многолетнего знакомства с классической русской литературой оказаться в Питере и ходить по улицам, где жили Обломов, Раскольников и все-все-все. А тут вот они все - Барди, Спини, Даванцати, Аччайуоли, Торнабуони в их средневековом мегаполисе. С таким же чувством бродила по Уффици - знакомые все лица, хоть и из разных времен...

Но было и впервые посетившее меня заграницей ощущение себя как варвара с самого края Ойкумены (общей, правда, что греет), попавшего в самый ее центр - хотя ведь исторически это так и есть. На венецианском глобусе 16 века нашла Ярославль и была счастлива :)
laurenziana: (Default)
"As a Finnish, left-handed woman composer I represent several minorities..."

(Как финка, левша и женщина-композитор, я являюсь представителем сразу нескольких меньшинств)
И ведь это на полном серьезе. И не от глупости, а от мозгопромытости. Страшно даже сосчитать, представителем скольких меньшинств являюсь я по такой логике.
Вообще-то давно была у меня мысль начать бороться за права хромых, например (одно из меньшинств, к которым принадлежу я). Вот краткая программа.
Нас, хромых, издавна притесняли и травили, даже демонизировали - в прямом смысле, ведь сатана в популярном представлении хромой. А между тем все знают, что среди хромых полно гениев (наверняка даже есть прямая связь между хромотой и гениальностью, и если учоным организовать жирный грант, они ее найдут). Сам лорд Байрон был хромой! Но и он не избежал преследований со стороны невежественных ровноходящих!
Мракобесное прошлое осталось в прошлом, но и в наше просвещенное время права хромых по-прежнему плохо защищены. Ровнохождение является навязываемой нормой. Вы не найдете хромых моделей или актеров, любых публичных фигур -  ведь это "некрасиво". Напротив, хромые идут на физические муки разной степени тяжести (зависит от сложности операции), чтобы только сделаться ровноходящими и быть принятыми в общество.
В качестве иллюстрации -  история из моей жизни. Когда мне было девятнадцать лет (то есть в последний год моего членства в меньшинстве ранимых тинейджеров), врач уговаривала меня носить ортопедическую обувь, чтобы сделать хромоту незаметной. Я тогда еще не была сознательной хромой, но все равно спросила - а зачем скрывать-то? Оказалось, для того, чтобы выйти замуж, ведь хромая я никому не могла бы понравиться. Я возразила, что если дело дойдет до замужества, ортопедическую обувь придется снять в какой-то момент, и обман вскроется. А, сказала врач, тогда уже будет неважно.
Можете себе представить, какая травма была мне нанесена. Сколько лет прошло, а я все еще помню и ржу как в первый раз.
laurenziana: (Default)
Обычно в это время года я слушаю эту прекрасную песню - особенно хорошо она подходит ко дню рождения, который у меня тоже на носу (вот такой я мазохист) :




Исполнение Александра Сариевского, оригинальное. Все мои информанты утверждали, что песня народная. Знают ее абсолютно все - помню даже смотрела фильм, и там братки поймали героя с целью отбить чего-нибудь, но сначала решили покуражиться и велели петь эту песню, если знает. Он знал, конечно, и спел.
Тем не менее Википедия говорит - нет,  не народная, Сариевский обработал народный текст и придумал свою мелодию в местном фольклорном духе. Впрочем, он композитор-исполнитель нео-фольклорного движения (из чего потом вырос балканский турбо-фолк - а начиналось-то все мирно). Земля ему пухом. На ютюбе есть много исполнений, хороших и не очень, под катом женское - для разнообразия, и подстрочник.

Зајди, зајди јасно сонце,
зајди помрачи се,
и ти јасна ле месечино,
бегај удави се.

Црнеј горо, црнеј сестро,
двата да црнејме,
ти за твојте лисја ле горо,
јас за мојта младост.

Твојте лисја горо сестро,
пак ќе ти се вратат,
а мојата младост горо сестро,
нема да се врати.

Потому что гора на самом деле не гора, а что? )
laurenziana: (Default)
В очередной, 565-й день рождения Лоренцо де' Медичи хотелось бы упомянуть, что в конце прошлого года наконец вышла долго ожидаемая мной книга Princely Citizen: Lorenzo de' Medici and Renaissance Florence профессора Кента (F.W. Kent). Ждала я ее с тех самых пор как прочитала выцарапанные из гуглбукс отрывки из The art of magnificence, пришла в восторг и обнаружила, что эта книга заявляется в качестве грантоотчетной, некоторой краткой версией грядущей большой новой биографии Лоренцо, над которой профессор Кент работал много лет.  Биографий Лоренцо вроде бы много, но как часто бывает с популярными (и даже можно сказать попсовыми) фигурами, качественных и не устаревших нет. Увы, профессор Кент умер в 2010 г., так и не успев завершить свой труд, и эта, наконец вышедшая под редакцией Кэролин Джеймс книга биографией не является. Это сборник статей, многие из которых были ранее напечатаны и доступны по другим журналам и книгам, а частью являются, по-видимому,  полным вариантом намеченных в уже упоминавшейся "The art of magnificence"  тем (выделены жирным шрифтом).

содержание )

В общем, буду ждать, когда (надеюсь) Princely Citizen появится в мягкой обложке или в электронном виде, тогда и куплю, 116$ пока для меня многовато.
Самое смешное, что в конце аннотации опять обещается биография, теперь уже о ранних годах Лоренцо - видимо, это-то и есть завершенная часть труда профессора Кента. Учитывая, сколько раз откладывался выход Princely Citizen - ждать придется долго. Что ж, будем ждать.
laurenziana: (Default)
Неделю назад в Москву приезжал Венсан Дюместр со своей Le Poème Harmonique, и Лев Малхазов его, естественно, затащил на "Барочную практику", где дал маэстро поболтать всласть (Дюместр сам признался, что никто на французском радио не дал бы ему целого часа на чисто потрепать языком, ну да там никто не потерпел бы и такого количества жуткой околомедицинской рекламы, как на Радио Простата России, как всегда у нас крайности). Помимо прочего, Малхазов заикнулся было о свободе, которую дают исполнителям партитуры начала семнадцатого века, где даже партии не все прописаны, а те, что прописаны - скорее намечены. "Нет, нет" - встрепенулся Дюместр - "свобода в современном понимании - это вседозволенность, это значит исполнитель самовыражается вдоль и поперек, а в то время все делалось по правилам, и мы стараемся придерживаться воли композитора", и стал дальше перечислять трактаты, которые обязательно должен изучить барочный музыкант, чтобы правильно импровизировать. Закончил тем, что "я бы вообще отказался от слова свобода применительно к этой музыке". Вот так, извратили хорошее слово. Причем всегда, в том числе в 17 веке были люди, понимавшие свободу именно как вседозволенность (и даже оставили письменные свидетельства тому), но сейчас оно стало основным.
laurenziana: (Default)
И опять мне вспомнился Джордже Балашевич - в частности, песня с альбома 1983 г., когда все самое интересное было еще впереди.


текст )
Ja pevam svoj bluz bez namere bitne           Я пою свой блюз просто так,
I najveće ribe za mene su sitne.                   Для меня и самые крупные рыбы - мелочь,
Ja sa strane samo posmatram taj svet.          Только наблюдаю за их жизнью со стороны.
A budem i ja i smuvan i varan,                      А и меня подловят и обманут -
Pa svakom se desi da ispadne šaran,            Ну так каждый может иногда оказаться карпом,
To je bar rutinska stvar.                                 Дело-то обычное.

Ko život vodi u mutnoj vodi                        Тот, кто живет в мутной воде
Mora sve trikove dobro da zna.                  Должен хорошо знать все местные штучки.
U mutnoj vodi, što mnogim godi                  В мутной воде, в которой многим очень даже неплохо,
Posebno onim sa vrha i dna.                      Особенно тем, кто наверху и на дне.

Svi znaju svrhu, štuka na vrhu,                    Все знают, как оно делается - щука наверху,        
Tu su da kvare i naprave lom,                      Тут же налетят, устроят шум и разгром,       
A dole na dnu, sudbinu jadnu,                     А внизу на дне несчастную судьбу многих
Mnogima rešava nekakav som.                    Решает какой-нибудь сом.


текст )

Profile

laurenziana: (Default)
laurenziana

June 2014

S M T W T F S
1234567
8910 11121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 11th, 2025 16:30
Powered by Dreamwidth Studios